Как правильно обращаться с деньгами, или что такое экономия
Как научить ребенка пользоваться деньгами
Уроки грамотного отношения к деньгам от взрослых, которые тоже были детьми
Помните, как в детстве мама давала вам несколько монет на мороженое, вы сжимали их в руке и думали: «Как же поступить — купить мороженое сейчас или положить эти деньги в копилку и скопить на билет в кино?». Теперь уже наши дети стоят перед трудными вопросами о том, как распоряжаться карманными деньгами. Мы решили узнать, какие уроки семейной экономии преподают своим чадам наши клиенты, и собрали для вас несколько историй.
Урок 1. Приучайте к деньгам с младшего возраста
Марина, наш клиент из Архангельска, убеждена: приучать детей пользоваться деньгами нужно с младшего возраста. Умение рационально распоряжаться ими — обычный навык взрослого человека. И чем раньше он будет применён, тем лучше.
Марина — мама двоих сыновей трёх и семи лет — Вити и Коли. Когда старшему, Коле, было три года, Марина купила ему копилку и предложила складывать туда те монетки, которые она будет ему дарить, а через некоторое время посмотреть, как много монеток удастся собрать. Это была своеобразная игра о которой молодая мама прочитала в популярной книге по воспитанию детей. Автор книги утверждает, что таким образом у детей вырабатывается привычка экономить ещё до того, как они осознают, зачем нужны деньги, и как можно ими распоряжаться.
В дальнейшем, когда Коля подрос и уже начал понимать ценность денег, мама и сын подсчитали, какая сумма набралась (к слову, там уже были не только монетки, но и купюры, и саму копилку пришлось поменять на большую). Оказалось, что собранных денег чуть-чуть не хватает на велосипед, о котором мечтал Коля. Марина предложила сыну распорядиться этими деньгами так, как он хочет: «Коля, я знаю, что у тебя сейчас много желаний: игрушки, кроссовки, велосипед и разные мелочи — от конфет до газировки. Ты можешь потратить все эти деньги сейчас на вещи, от которых будет мало пользы, а можешь продолжать копить на велосипед. Поступай, как считаешь нужным».
Коля немного подумал и решил, что велосипед всё-таки важнее, и согласился копить дальше. Незаметно для сына Марина доложила в копилку ещё немного денег, чтобы нужная сумма набралась скорее, к семилетию Коли. В день рождения мама и сын отправились в магазин: Коля сам выбрал себе велосипед и расплатился за него на кассе. При этом, Марина была приятно удивлена тем, что сын выбрал не самый дорогой велосипед, а на оставшиеся деньги вечером купил ей большую коробку конфет. Коля подарил оставшиеся деньги младшему брату вместе с копилкой. Теперь старший постоянно помогает копить младшему «на мечту» вместе с мамой.
Урок 2. Не скрывайте финансовые проблемы и планируйте расходы вместе
Дети постарше требуют расходов больше. Девочкам нужно чаще обновлять гардероб и покупать косметику, а у мальчиков появляются траты не только на себя. Как объяснить старшекласснику, почему родители не могут его «спонсировать» на требуемую сумму?
Вот как решает этот вопрос Михаил, наш клиент из города Балтийск в Калининградской области:
«Мы собираем семейный совет и вместе решаем, на что пойдут расходы в этом месяце. Делим бюджет на обязательные и необязательные затраты. К обязательным относятся квартплата, оплата проезда в транспорте, еда, сумма, которую можно потратить на одежду. Если что-то остаётся ещё — решаем, как и на что эти деньги распределим. Может быть, мы сейчас купим новую стиральную машину или отложим эти деньги, чтобы собрать к концу года на отдых для всей семьи?»
Наш клиент убеждён, что такая визуальная подача помогает ребенку лучше понять, на что уходят деньги и как тяжело они зарабатываются. «Мы живём в небольшом городе, — продолжает Михаил, в таких городах всегда невысокие зарплаты. Однако скрывать от ребёнка финансовые проблемы не надо. Особенно, если он уже старшеклассник. Наш сын в курсе того, что иногда мы можем обратиться за поддержкой в «Центрофинанс», но он также и в курсе, что всё то, что берёшь в долг, нужно возвращать вовремя. Это приучает ценить деньги, расставлять приоритеты и избегать лишних, ненужных трат».
Урок 3. Объясните ребёнку, что деньги могут приносить деньги
«Деньги можно не только тратить или копить, но и инвестировать. Это очень важно объяснить ребёнку», — считает Виктория, предприниматель из города Советск Кировской области.
Виктория — наш платиновый клиент, и регулярно пользуется микрозаймами для развития бизнеса. Но если сама Виктория как предприниматель инвестирует деньги в товар, то своей дочери Ольге рекомендует инвестировать их в образование.
Ольга учится в восьмом классе: это как раз тот период, когда ребёнок начинает всерьёз задумываться о будущей профессии, ходить в кружки, связанные с выбранной специальностью. В школах сегодня проводится множество олимпиад, существуют дополнительные образовательные курсы, но большинство из них — платные.
«В наше время всё было проще, — говорит Виктория, — закончил институт и устроился по профессии. Сегодня же диплом института не гарантирует хорошую работу. Можно пять лет отучиться в вузе, а в итоге так и не обрести нужных практических навыков, за которые другие люди готовы платить. Я предложила дочке инвестировать карманные деньги в дополнительные курсы, которые помогут приобрести полезные навыки уже сейчас. Она выбирала между танцами, дизайном и английским языком. В итоге выбрала дизайн. Через год моему соседу по магазину как раз потребовалось сделать дизайн вывески. Я сказала, что моя дочь может сделать это за скромную плату. Конечно, не сказала, сколько ей сейчас лет. В итоге сосед остался доволен вывеской, а моя дочка была счастлива от того, что своим трудом и знаниями заработала первые деньги. Одноклассники были ошеломлены и просят Оленьку научить их рисовать тоже. Я уже подала ей идею создать страничку в инстаграм, чтобы публиковать там свои работы и начинать делать себе имя».
Работа над ошибками
Деньги в семейных отношениях играют очень важную роль. А в отношениях между детьми и родителями — особенную. Однако они не должны заменять настоящую любовь и доверие. Никогда не ругайте ребёнка из-за растраты денег, право распоряжаться которыми вы ему предоставили сами. Он должен знать, что у него есть выбор: пусть он сам поймёт, какие у этого выбора могут быть последствия.
Чтобы не провоцировать на лишние траты, предоставляйте в качестве карманных денег небольшие суммы — лучше меньше, но регулярно. Но самое главное — никогда не платите детям деньги за хорошие оценки или работу по дому. Такая плата развращает, а ребёнок начинает учиться не из-за интереса к предмету и будущей профессии, а из-за сиюминутной выгоды. Заправлять кровать или выносить мусор — не потому что это правила хорошего тона в семье, а потому что может получить за это свою «копеечку».